11 сентября состоялась первая лекция в Центре Кластерного Развития

11 сентября в конференц-зале Технопарка Санкт-Петербурга состоялась первая открытая лекция из цикла, проводимого Центром кластерного развития. На лекции присутствовали более 40 человек, как студенты, так и представители бизнес-сообщества.


Первой выступала Никитина Оксана Юрьевна – менеджер проектов ЦКР Санкт-Петербурга, она рассказала о возникновении самого понятия кластер, ответила на вопросы о том, для чего компаниям участникам необходимо его создавать. После чего был произведен обзор мирового опыта кластеризации экономики. Затем Оксана Юрьевна рассказала о кластерной среде Санкт-Петербурга, и о деятельности по поддержке кластерных инициатив и курировании кластеров заключивших соглашение с ЦКР. Кроме того, слушателям было рассказано о мониторинге кластерной среды Петербурга, с его помощью удалось проанализировать и выявить 16 кластеров и 13 протокластеров существующих на данный момент в городе на Неве.

Следующим докладчиком был Дмитрий Мильков – основатель и президент «Центра развития творческих индустрий», он рассказывал о креативных кластерах Санкт-Петербурга, их прошлом, настоящем и будущем. Креативный кластер – это совокупность творческих предприятий, собранных на одной территории или в одном здании. Зачастую это комплекс, состоящий из галерей, зрительных залов, кафе, магазинов, офисов или коворкингов. Креативные кластеры могут организовываться как «снизу» – молодежью совершающей коллективный выбор места для «тусовки», так и государством – выделяющим такое место, и дающим средства на его обустройство, так и бизнесом в лице людей решающих создать «модное» пространство и начать на нем зарабатывать.

Пример создания креативного кластера бизнесом – это Лофт «Этажи» и пространство «Тайга». Феномен их появления докладчик объясняет тем, что существует множество людей вложивших деньги в недвижимость, выкупив целые здания в центре города, но по тем или иным причинам, не имеющие возможности или временно не желающие заниматься их девелопингом. В этой ситуации для них выгодно сдать такую недвижимость в аренду по минимальным ставкам, но с условием поддержания здания в порядке и предотвращении его разрушения. Этим пользуются организаторы кластеров, после съема помещения в нем устраивают различные мероприятия, размещаются кафе, дизайнерские магазины, приходят люди и появляется новый креативный кластер, приносящий деньги владельцу.


Третий вариант появления кластеров – создание государством. Оно в данном случае преследует сугубо утилитарные цели в виде решения социально-экономических проблем районов и даже городов, а так же повышение цен на недвижимость. Государство выделяет место для создания кластера, это может быть, например, здание заброшенной фабрики, после чего там начинает собираться молодежь, открываются кафе и магазины, растут цены на недвижимость и район из депрессивного начинает превращаться в элитный. В Европе один ярчайших примеров этого явления – Северный квартал Манчестера, а в США, в Нью-Йорке, даже отмечено целое явление «миграции хипстеров» осваивающих район за районом. Так, Бруклин сегодня – модное и достаточно дорогое место, а не декорации для съемки криминальных боевиков.   


В конце лекции докладчик ответил на вопросы слушателей.

 

Видео с лекции.