Кластерные проекты ЦКР Санкт-Петербурга: Тренды роста в 2018 году

       
         
   

 

Итоговая конференция Центра кластерного развития: С какими важными проектами свяжут 2017 год организаторы и участники конференции и что они ждут от будущего.

Марина Зинина, директор Центра кластерного развития (Технопарк Санкт-Петербурга)

В этом году городские кластеры вывели в активную фазу два крупных проекта – РИЦ АФС и РИЦ Сэйфнэт. Эти центры станут новыми точками роста городской экономики, поскольку объединяют уникальные инженерные и бизнес–компетенции петербургской фармацевтики, информационных технологий и радиоэлектроники.

Мне и моим коллегам из ЦКР очень приятно видеть достигнутый результат. Ведь, оказывая поддержку городским кластерам, мы не только беремся за перспективные проекты, но также помогаем рассчитать их технико-экономическую модель, защищаем заявки в рамках профильных федеральных и региональных программ.

Выбранный нами точечный и предметный подход заинтересовал наших коллег из других регионов. В 2017 году мы успешно тиражировали практики поддержки и организации кластерных проектов в Мурманске, Вологде, Крыму. В 2018-м мы сделаем этот процесс системным – совместно с РАНХиГС представим учебную программу длительностью 72 академических часа.

Благодаря всему вышеперечисленному мы уверенно смотрим в наступающий 2018 год, который станет для Центра кластерного развития годом выявления кластерных инициатив, поддержки новых отраслевых проектов, привлечения в них федерального и регионального финансирования.

Конечно же, этот год должен стать удачным для наших действующих и будущих партнеров, сотрудничество с которыми принесет новые плоды. Уверена, что новым опытом и успехами мы сможем поделиться уже весной 2018 года на Третьей международной конференции кластеров!

А пока поздравляю вас с наступающим Новым годом и Рождеством!

 

Анна Суслина, генеральный директор управляющей компании Кластера водоснабжения и водоотведения в Санкт-Петербурге

Безусловно, радует то, что в 2017 году у нас собралась команда, закрывающая главные сегменты нашей работы: промышленный, технологический и образовательный.

В конце декабря мы провели ознакомительно-установочное собрание и собрали всех участников кластера, чтобы определить повестку дальнейшего развития кластера.

На 2018 год у Водного кластера очень амбициозные планы: Мы хотим войти в реестр промышленных кластеров. Если мы сумеем сделать это – то станем первым петербургским объединением в реестре Минпромторга!

В Водном кластере генерируется множество идей и проектов. Большинство из них  направлено на решение главной задачи – импортозамещение. Сегодня на конференции ЦКР, я слушала коллег из ВПК, из машиностроения. У нас много общего, и нам нужно принимать совместные решения – поэтому нам так удобно с Технопарком Санкт-Петербурга. Здесь собралось профессиональное сообщество с возможностью серьезной поддержки, как со стороны рынка, так и со стороны государства.

 

Майя Свиридова, директор Союза «Автопром Северо-Запад» (Промышленный Кластер «АВТОПРОМ СЕВЕРО-ЗАПАД»)

В 2017 году наша несомненная удача – формирование профессиональной команды. Для тех, кто знает вектор развития, это не столько сложная, сколько интересная задача. В 2017 году мы ушли от формата, в котором к нам присоединялись участники, которые не определились в своем дальнейшем пути. Автопром это довольно жесткий бизнес, затратный, низкомаржинальный, поэтому каждый участник нашего кластера – отдельный индустриальный проект.

Истории кластеров более 60 лет, она начиналась в середине прошлого века, автопром вообще очень структурированная отрасль, кластерное развитие для него – это правило. Нам не пришлось ничего трансформировать. Мы практически и юридически оформились для того чтобы завершить формирование кластеров поставщиков на Северо-Западе. К нам пришли автосборочные предприятия, пришли поставщики высших уровней. Сейчас настал тот момент, когда нам нужно формировать поставщиков второго-третьего уровней, поставщиков сырья и материалов. Мы будем создавать новые производства, обеспечивать новые виды поддержки. Задачи понятные. Это Проектный офис с проектной командой со всеми участниками цепочки создания продукта. Важнейшие стратегические партнеры на этом пути – сборочные предприятия. Это Ниссан и Форд, они нас полностью контролируют, на каждом предприятии создана рабочая группа взаимодействия.


В 2018 году мы переходим к конкретике, у нас уже инициированы новые проекты. Параллельно мы создаем вспомогательные производства. Кому, где, какому проекту не хватает чего-то, мы с легкостью дополняем.

Работы много, и каждый должен заниматься своим делом. Автосборочные предприятия должны выпускать автомобили, поставщики производить автомобильные компоненты. А поддерживать, разрабатывать меры и способы поддержки, разбираться в новых законодательных актах для того, чтобы это индивидуально соотнести с развитием каждого проекта, методическая и организационная поддержка – за этим мы пришли в Технопарк Санкт-Петербурга. Работа ЦКР снимает с нас колоссальный груз, освобождает наше время, а время – это деньги, и позволяет нам заниматься отраслевым сопровождением проектов.

От 2018 года чудес мы не ждем, а ждем совершенно конкретных запланированных результатов. Мы ожидаем запуска трех проектов, о которых мы сможем поговорить уже в марте. Это инвестиционные решения в сфере выпуска комплектующих в Санкт-Петербурге.

 

Олег Ресин, руководитель Кластерной инициативы «Робототехника морского применения».

Среди новых участников кластерной среды Санкт-Петербурга – протокластер Робототехники морского применения.

- Цель нашего кластера – создание технологий, которые позволят очистить Мировой Океан и позиционировать подводных роботов в любой его точке. В 2017 году мы организовали собрание потенциальных участников кластера, определили предприятия, которые готовы идти в намеченном направлении. Это производители подводной техники, научно-исследовательские организации, наша питерская Корабелка, это целая серия предприятий Корпорации «Оборонные технологии», авиационно-морская электроника. Мы собрали тех, кто заинтересован в конкретном результате. А результат может быть лишь в том случае, когда технологии коммерчески конкурентны.

Технопарк Санкт-Петербурга для нас это, прежде всего центр компетенций в совершенно разных направлениях, которых у нас нет. Начиная с Центра Прототипирования, производство, проектирование, плюс административный ресурс. Это экспертиза и поддержка ЦКР, без которой мы бы не имели четкого представления, как подойти к нашей задаче.

В наступающем году нам предстоит стать полноправным участником кластерной системы. В 2018 году мы официально зарегистрируем свой кластер и начнем финансирование первых проектов по робототехнике.

И еще одно направление нашего взаимодействия – это решение задач, связанных с безопасным городом, умным городом, теплым городом.

По большому счету, в Технопарке Санкт-Петербурга настолько универсальный подход и широкие возможности, что дух захватывает от тех перспектив, которые могут стать для нас общими.

Как я отношусь к чудесам? Наша организация – «Робототехника морского применения» – это симбиоз целенаправленной политики и чудес.

С Новым годом!