Новости

Союз «Автопром Северо-Запад» провел круглый стол «Новые вызовы автомобильной промышленности в науке, образовании и спорте» на ПМЭФ 2022

15 июня 2022 года в рамках XXV Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2022) Союз «Автопром Северо-Запад» при поддержке Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга и АО «Технопарк Санкт-Петербурга» провел круглый стол «Новые вызовы автомобильной промышленности в науке, образовании и спорте».

В мероприятии приняли участие Шадрин Артем Евгеньевич, генеральный директор АНО «НАРК»; Коровкин Игорь Алексеевич, исполнительный директор Ассоциации «Объединение автопроизводителей России»; Загарин Денис Александрович, руководитель Научно-исследовательского центра по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ) ФГУП «НАМИ»; Свиридова Майя Евгеньевна, директор Союз «Автопром Северо-Запад», руководитель Комитета по мониторингу и прогнозированию рынка труда и профессиональным квалификациям в автомобилестроении Совета по профессиональным квалификациям в автомобилестроении (СПКА); Дорофеев Евгений Николаевич, исполнительный директор ООО «Металлопродукция», председатель Правления Союз «Автопром Северо-Запад»; Уличев Антон Владимирович генеральный директор ООО «Оранж Драйв Инжиниринг»; Зазыкин Андрей Вячеславович, декан автомобильно-дорожного факультета ФГБОУ ВО «СПбГАСУ»; Комаров Борис Геннадьевич, руководитель рабочей группы по развитию квалификаций, к.т.н., доцент СПбГЭТУ «ЛЭТИ».

Спикеры круглого стола, руководители отраслевых предприятий и ассоциаций совместно с приглашенными экспертами, обсудили актуальную повестку российского автопрома и пути решения возникающих перед отраслью задач. Согласно аналитическим оценкам, производство автомобилей и колесной техники в текущем году сократится вдвое по сравнению с 2021 годом. Ожидается, что в 2022 году российская промышленность выпустит около 800 тысяч единиц автомобильной техники, в то время как в 2021 году по данным Минпромторга России объем производства автомобилей превысил 1,5 млн единиц. В условиях экономических санкций перед отраслевыми предприятиями остро стоят проблемы сохранения производства и качества выпускаемой продукции, сбережения трудовых коллективов и наращивания импортозамещения. При этом в нынешних экономических условиях вопросы повышения уровня квалификации персонала и подготовки молодых профессионалов для предприятий автомобилестроения, актуальные в прошлые годы, приобретают особую значимость.

Со стороны промышленного комплекса Санкт-Петербурга участники промышленного кластера «Автопром Северо-Запад» Дорофеев Евгений Николаевич (исполнительный директор ООО «Металлопродукция») и Уличев Антон Владимирович (генеральный директор ООО «Оранж Драйв Инжиниринг») рассказали о том, что в сложившихся условиях продолжают инвестировать в новые технологии и новое оборудование, что позволяет вносить вклад в программы импортозамещения не только в автомобильной промышленности, но и в смежных отраслях, а также о развитии технологических и испытательных сервисов, подготовке к внедрению инновационных видов испытаний.

Учитывая актуальные тренды и вызовы автомобильной промышленности особое внимание должно быть уделено индустриальной и технологической инфраструктуре, испытательной базе. Денис Александрович Загарин, руководитель Научно-исследовательского центра по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ) ФГУП «НАМИ» представил возможности и направления поддержки и отметил важность развития научно-исследовательской, опытно-производственной базы, которая позволит решить любую задачу в области исследований, проектирования, построения, разработки и испытаний автотранспортных средств.

«Качество продукции, как известно, складывается из двух компонентов — технологий и кадрового обеспечения. Если по технологиям еще можно выйти из положения, то обеспечением отрасли кадрами мы стали заниматься только в последние годы, — сказал исполнительный директор Ассоциации „Объединение автопроизводителей России“ Игорь Алексеевич Коровкин. — В 2015 году был создан отраслевой совет по профессиональным квалификациям, усилиями которого были подготовлены 23 профессиональных стандарта. Все они сквозные — можно расти от рабочего до менеджера в рамках одного профстандарта». Спикер также отметил, воссозданию недостающего сегодня рабочего звена должна способствовать и программа «Профессионалитет».

Генеральный директор Национального агентства Артем Евгеньевич Шадрин рассказал, что в настоящее время при поддержке Национального агентства внедряется ряд инициатив правительства, направленных на развитие образовательных механизмов, позволяющих готовить новые кадры для реального сектора экономики. В частности, отметил Шадрин, работает программа «Профессионалитет», нацеленная на подготовку качественно новых кадров в системе СПО. Также одним из эффективных механизмов обновления образовательной системы можно назвать проект по совмещению государственной итоговой аттестации выпускников СПО и независимой оценки квалификации, работающий сегодня в десятках регионах страны.

«Данный проект сегодня апробируется и в российских вузах, — сказал Шадрин. — Сегодня в нем участвует около 30 вузов, реализующих разные направления подготовки: в области сельского хозяйства, нанотехнологий, образования, систем связи, электроэнергетики, строительства и др. Как раз сейчас студенты сдают профессиональные экзамены. Так, в этом году 22 выпускника ЛЭТИ уже прошли независимую оценку квалификации, из них 15 смогли подтвердить свои профессиональные навыки и получить свидетельство о квалификации».

«Используя кластерный подход Союз «Автопром Северо-Запад» на основе имеющегося практического опыта и актуальных задач, стоящих перед автомобильной промышленностью, продолжает формирование региональной инфраструктуры подготовки кадров на основе национальной системы квалификаций, реализации модели «школа — ВУЗ (СПО) — предприятие», рассказал руководитель рабочей группы по развитию квалификаций, к.т.н., доцент СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Борис Геннадьевич Комаров.

О реализации проекта по совмещению государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации (ГИА/НОК) рассказал декан автомобильно-дорожного факультета СПбГАСУ Андрей Вячеславович Зазыкин. В 2022 году часть студентов после защиты дипломов на добровольной основе пройдет независимую оценку квалификации. 27 июня выпускников ждет теория, а на следующий день — практическая часть НОК. Проект ГИА/НОК реализуется вузом совместно с промышленным кластером «Автопром Северо-Запад» на базе созданного Центра оценки квалификаций (ЦОК). Для проведения практической части экзамена был создан новый корпус, оснащенный немецким оборудованием диагностики автомобилей. На данном этапе завершается процесс аккредитации СПбГАСУ в качестве экзаменационного центра ЦОК «Автопром Северо-Запад».

«Без кадрового обеспечения невозможно сделать технологический прорыв, а образование необходимо подстраивать под требования рынка, под требования работодателей. Проект ГИА/НОК позволит устранить разницу между требованиями вузов и требованиями работодателей», — считает Зазыкин. Большое внимание СПбГАСУ уделяет автоспорту, который является локомотивом автомобильной отрасли, поскольку именно здесь применяются инновационные идеи для достижения максимальных результатов.

В заключение модератор Круглого стола Свиридова Майя Евгеньевна отметила возрастающую роль человеческого капитала для успешной реализации новых задач и проектов в промышленности и, в частности, автомобилестроения, а также важность объединения усилий науки, бизнеса и отраслевых объединений.

Хотите получать наши новости?

Пожалуйста, оставьте свои e-mail, мы будем отправлять вам самую свежую информацию о нашей компании

Получить консультацию